Масленица

 

6 марта 2016 года в ДК «Кировец» состоялся традиционный праздник «Масленица», который организован Воскресной школой храма святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади для прихожан и гостей — жителей микрорайона и их детей.

Перед началом праздника с пастырским словом к собравшимся обратился настоятель храма прот. Михаил Подолей:

Дорогие друзья!

Наш праздник стал традиционным. Уже не первый год мы собираемся в Мясопустное воскресенье. Сегодня мы вступаем в последнюю подготовительную ко Святой Четыредесятнице неделю (седмицу), которая называется сырной (сыропустной), а в просторечии — масляной (масленицей). Легко догадаться, откуда происходит это название. Сегодня заговенье на мясо, то есть — отказ от мясных блюд. В течение этой недели едят рыбу, сыр, масло и яйца.

Святая Четыредесятница в соединении со Страстной седмицей — Великий пост — особое время в Церкви. Великопостное богослужение  отличается от обычного. Полная Литургия, которая является праздником, великим торжеством, совершается только по субботам и воскресеньям, а также в Благовещение. В остальные дни совершаются особые великопостные богослужения.

Сырная седмица – это «начало умиления и покаяния, злых отчуждение, страстей воздержание и лукавых дел отсечение». С завтрашнего дня, с понедельника, за богослужением поются особые стихиры, тропари, стихиры, трипеснцы и каноны. Они раскрывают смысл и содержание нашей жизни в эти дни: примирение с ближним, прощение обид, подготовка к покаянию, покаянный путь к Богу. Сырная седмица есть уже «преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная».

«Мяс и прочих брашен якоже удаление сотворихом, тако и всякия вражды к ближним вкупе, блуда же и лжи, и всякия злобы убежим», — сказано в одном из песнопений первого дня сырной седмицы. В этих словах открывает наше отношение к этим дням.

Во вторник и четверг сырной седмицы вечером совершается молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с поклонами  (3 земных, 12 поясных, 1 земной), которую все знают:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Дорогие родители, учите своих детей этой молитве. Для начала можно делать не все поклоны. Но утром читайте вместе с детьми молитву Ефрема Сирина с тремя поклонами и вечером.

В этой молитве четырем основным порокам — праздности, унынию, любоначалию и празднословию противопоставляются четыре добродетели —  целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь. Их названия говорят сами за себя.

Праздность — это лень, несобранность, расслабленность. Праздность приводит к тому, что истощаются внутренние силы человека, она приводят к неспособности сосредоточиться и неспособности к какой-либо целенаправленной деятельности.

Праздность приводит к унынию, а уныние может привести к тяжелым душевным состояниям, к отчаянию. А это уже – умирание души. Любоначалие — это желание командовать, быть главным среди других людей. Празднословие —  пустые разговоры. Этот порок опасен тем, что мы привыкли к нему, многие даже не считают его грехом. Но надо помнить, что нам придется дать ответ за каждое праздное слово перед Господом.

Целомудрие — это не только физическая чистота, но и духовная целостность, когда человек способен осознанно идти одним путем, не раздваиваясь, не разделяясь в себе, не впуская в свою жизнь одновременно хорошее и плохое, созидательное и разрушительное.  Смиренномудрие — это смирение, которому мы должны учиться, которое мы должны просить у Бога.  Терпение — это добродетель, которая необходима, чтобы переносить себя и своих близких. И любовь — венец всех добродетелей.

В молитве Ефрема Сирина мы испрашиваем у Господа помощи в избавлении от пороков и приобретении добродетелей.

В народе сырную седмицу называют масляной. Хочу вас, дорогие мои предостеречь от чрезмерного увлечения блинами и вообще – переедания. Человек свободен, но не всемогущ, поэтому не может вместить все, что диктуют ему его же страсти. Церковь, снисходя к нашей немощи, постепенно вводит нас в подвиг поста. Она постановила для православных христиан в последнюю седмицу перед Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу от приятных яств, приняли бразду (т. е. подвиг) поста».

Дорогие мои! Хочу пожелать вам достойно провести эти дни, подготовиться к прохождению Четыредесятницы.  Всем вам Божией помощи во всех благих начинаниях».

Праздник продолжился выступлением учащихся Воскресной школы. Затем на сцену вышел фольклорный ансамбль «Отрада». Его участники пели народные песни, провели игры с детьми и взрослыми. По традиции всех угостили блинами.