Главная » Приходская жизнь » 19 сентября / 2 октября 2016 года, 15-я неделя по Пятидесятнице Воскресная проповедь настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади прот. Михаила Подолея

19 сентября / 2 октября 2016 года, 15-я неделя по Пятидесятнице Воскресная проповедь настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади прот. Михаила Подолея

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Слава Богу, что у человека есть способность думать, как ему проводить свою жизнь, как строить ее, понимать, что в ней главное. У христианина должна быть потребность делать добрые дела, служить. Он знает, что этим он зарабатывает для себя блага небесные. Но человек, как мы знаем, боится различных трудностей и опасностей. Без трудностей, без испытаний, а часто и опасностей не обойтись на этом пути. Как к этому относиться? Как себя обезопасить? И возможно ли это? Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к сегодняшнему апостольскому чтению — из 2-го послания апостола Павла к Коринфянам (2 Кор., 176 зач., IV, 6-15). Апостол Павел всегда считал, что он служит благодаря благодати Божией и не себе приписывал эту силу, не своим человеческим возможностям. Он этим хвалился, он это проповедовал. Сегодня мы слышали, что проповедники живут этим сокровищем, которое имеют внутри себя, — самой жизнью Господа. Не просто примерами из Его жизни, не просто словами, которыми они тоже просвещали себя, но и самой силой Божией, которая была внутри них, Самим Господом, Которого они имели в своем сердце. «Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа, – говорится в сегодняшнем апостольском чтении. – Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам». (2 Кор., IV, 6-7). Действительно, откуда возьмется у человека сила, чтобы преодолеть все трудности. Сколько проповедники были гонимы, притесняемы, убиваемы, уничтожаемы. Но они сохранили все то, что от Бога получили, и сумели передать другим своей проповедью. «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем», – продолжает апостол (2 Кор., IV, 8-9). Во всех испытаниях он опирается на ту силу, которую дал ему Господь. Эта тем очень близка Павлу. В другом месте послания он говорит о себе, но, по смирению, как о другом человеке: «Знаю человека во Христе, который… восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке… что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова… Но [Господь] сказал мне: `довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор., XII, 2-4, 9).

Эта тема сопровождает послания апостола Павла, потому что она отражает саму его жизнь, его служение, его отношение ко всему тому, что он воспринял внутрь себя, что могло быть внутри и что могло проявиться извне.

Те слова, что мы читаем в сегодняшнем Апостоле, могут быть непонятны человеку, если он не будет обращать внимание на особое отношение Павла к своей жизни, к своему служению. «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса…» Мертвость — это страдания Господа нашего Иисуса Христа. «…чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем», — продолжает апостол свою мысль (2 Кор., IV, 10). Задумаемся о том, что надо было воспринять в себя, чтобы обладать такой внутренней силой, и о том, что часто мешает нам стать на путь служения — наши немощи, страх гонений, притеснений, непонимания. Как может человек обладать силой, если он не воспримет Господа в себя? Понимание этого важно для всех посланий апостола Павла и раскрывает для нас саму сущность его служения.

Сегодняшнее Евангельское чтение (Мф. 92, зач., XXII., 35-46) говорит нам о самой большей заповеди Божией — о любви к Богу и к ближнему. У иудеев были разные суждения о том, какая самая важная заповедь. Мы знаем, что значительное место в Ветхом Завете занимает заповедь о жертве. Не меньшей была заповедь об обрезании. Даже те иудеи, которые приняли христианство, старались соблюдать ее. Важна была и заповедь о субботе как дне покоя, посвященном Богу. В Новом Завете мы часто читаем о том, как книжники упрекали Спасителя за то, что Он не соблюдает субботы: исцеляет больных. И один из них спросил Его: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф. 92, зач., XXII., 36). Господь ответил ему, соединив две заповеди вместе: «…ввозлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 92, зач., XXII., 37-40). На что мы должны обратить здесь внимание? Любовь к Богу невозможна без любви к ближнему.

Дорогие братья и сестры, будем молиться. Пусть Господь даст нам все необходимое для нашей жизни, для нашего служения, на которое мы призваны Господом, чтобы мы не боялись проявлять себя в делах добрых и благих, несмотря на все испытания. Будем помнить слова апостола Павла: «…но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями [слугами] Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3: 5, 6). Аминь».