Главная » Приходская жизнь » 31 октября / 13 ноября 2016 года. 21-я неделя по Пятидесятнице Воскресная проповедь настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади.

31 октября / 13 ноября 2016 года. 21-я неделя по Пятидесятнице Воскресная проповедь настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Всякий раз, когда мы собираемся в храме на Литургию, в праздники и в будние дни, мы вразумляемся словами Священного Писания, которое нам предлагается. Сегодня мы слышали в Апостольском чтение отрывок из послания апостола Павла к Галатам (Гал. 2, зач. 203, II, 16-20) и в Евангельском чтении — отрывок из Евангелия от Луки (Лк., 38 зач., VIII, 26-39).

В послании к Галатам апостол Павел говорит, что человек оправдывается Богом, тем, что уверовал во Христа. Апостолу Павлу это было открыто. Он пишет: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога» (Гал. 2, зач. 203, II, 19). Когда апостол говорит, что «делами закона не оправдывается никакая плоть» (Гал. 2, II, 16), то есть — никто из людей,  не значит, что не надо исполнять Закона. Но исполнение только ритуальных обрядов, как покрывало, закрывало от человека суть Закона. Это покрывало мешало народу израильскому видеть лице Моисея и через него суть Ветхого Завета, мешало видеть то, что открывается человеку Богом. (Кор. 2, III, 13-15). Обрядовая сторона Ветхого Завета стала покрывалом, под которым было сокрыто сокровище — Сам Господь. Но Его можно открывать и познавать только верой во Спасителя. «Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается», — пишет апостол Павел в Послании к Коринфянам (Кор. 2, III, 16), а в послании к Галатам: «А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия…» (Гал. 2, II, 20). Но какая вера для нас спасительна? Вчера Владыка Варсонофий, возглавивший Всенощное бдение в храме святых Константина и Елены на территории нашего благочиннического округа, в проповеди, произнесенной после богослужения, обратил внимание на это. «Важно, чтобы наша вера была настоящей. Не всякая вера приводит к Богу. Верить в Него легко, многие верят, но часто неспасительной верой. Мы должны нуждаться во Христе как нашем Спасителе. А спаситель нужен тогда, когда кто-то погибает. Значит, нам нужно видеть себя погибающими. Пока мы себя таковыми не видим, мы не верим, не нуждаемся в Спасителе. Большинство людей не осознают, что погибают», — сказал он.

Возвращаясь к сегодняшнему Апостольскому чтению, обращаю ваше внимание на слова апостола Павла: «Законом я умер для закона. Чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, II, 19-20). По словам святителя Феофана Затворника, апостол Павел, не удовлетворившись тем, что дает               Ветхозаветный закон, обращается к иному источнику праведности — Самому Господу, который есть цель и конец Закона. Почему ему надо было обращаться к другому источнику праведности? Святитель Иоанн Златоуст отвечает на этот вопрос: Ветхий Закон не давал силы противиться греху. Только благодатию Божией человек может обрести спасение. Для этого человек должен нуждаться в Спасителе для своего спасения, нуждаться в Том, Кто может простить. Но для того чтобы нуждаться в этом, надо иметь чувство покаяния, чувство вины перед Богом. Очень важно для нас понимать это, потому что и наша жизнь должна заключаться в том, чтобы, по словам апостола Павла, в нас жил Христос. А как Он может жить в нас без нашей веры?  Как Он может жить в нас, если мы нашей верой не будем творить дела добра? Таинственным образом Христос продолжает жить на земле в нас, христианах, в тех, кто уверовал в Него и исполняет Его заповеди. Помня об этом, спросим себя: как мы должны жить? что мы должны желать? как и что мы должны говорить? Во всем этом должен присутствовать Сам Христос.

В Евангелии от Луки сегодня мы слышали об исцелении Гадаринского бесноватого. Обратим внимание на то, что во времена земной жизни Господа Диявол особенно сильно выступал против человека, уязвлял и поражал его. Тем самым Дьявол противился Самому Богу. Много случаев беснования, встречается именно в это время. Мы должны понимать, что самое страшное, что может постигнуть человека в его жизни, — это одержимость. Никакая другая болезнь, никакие другие беды не могут быть сравнимы с этим. К сожалению, можно часто видеть в этом мире, как люди беснуются. Но, слава Богу, от нас сокрыто то, что является одержимостью, то, как бывает мучим одержимый человек, и все то, что с ним происходит, что он переживает. Мы видим лишь проявление этого недуга. Почему важно обратить особое внимание на это? Верой в Господа, потребность в Нем как в Спасителе мы ограждаем себя от этой злой силы.

Мы должны научиться сегодняшним Евангелием еще и тому, чтобы не прельщаться легкими путями достижения благ и успехов, если они не связаны с Богом, если он не связаны с трудом, с упованием на Бога, с молитвой. Не известно, к чему они могут привести. Диавол может многое предлагать, на первый взгляд, легкое и приятное человеку. Но он не может ничего сделать доброго и полезного для человека. Иоанн Златоуст, к которому мы уже обращались сегодня, разъясняя, почему Бог попустил бесам войти в свиней, вследствие чего те погибли. Святитель этим примером показывает, что бес не только человеку, но и ничему живому не может сделать ничего доброго, хорошего или полезного. Он только губит. Именно этого мы с вами должны бояться, дорогие братья и сестры, должны молиться и уповать на Господа, чтобы Он нас просвещал и хранил от всякой злой и темной силы. Аминь».