Главная » Приходская жизнь » 28 ноября/ 11 декабря 2016 года, 25-я неделя по Пятидесятнице. Воскресная проповедь настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади прот. Михаила Подолея

28 ноября/ 11 декабря 2016 года, 25-я неделя по Пятидесятнице. Воскресная проповедь настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади прот. Михаила Подолея

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на рядовое Апостольское чтение (Еф., 224 зач., IV, 1-6), так как от понимания того, что мы с вами услышали, зависит наша церковная жизнь: будем ли мы созидать ее или разрушать, при этом полагая, что делаем что-то важное и нужное в русле церковном.

«Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, — пишет апостол Павел. — Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф., IV, 1-2).  Еще он говорит о единстве веры и Церкви: «Стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания» (Еф., IV, 3-4). Обращаясь к христианам Эфеса, он призывает их к единству в Боге. Этот призыв относится и к нам.

Для христианина важно во всем уподобляться Христу. Святость состоит в чистоте телесной и духовной. Примером такой святости, смирения и послушания для нас является земная жизнь Иисуса Христа. Каждому надо понимать, насколько важно раскрывать для себя то, что сказано в Евангелии. Только правильное понимание и принятие Нового Завета дает человеку возможность по-настоящему научиться смирению, кротости и послушанию. Это очень важно, потому что для Церкви необходимо единство. Все мы члены одного организма. Так в человеческом теле все его части поддерживают друг друга, но не могут существовать отдельно. Только в единстве всех его частей организм может расти и развиваться. Все мы наделены от Бога разными дарованиями и призваны на разное служение. Но это не противоречит единству, а, напротив, подчеркивает, что мы не можем друг без друга. Каждый должен выполнять свое послушание, не умаляя служения другого. Очень страшно слышать, что христиане проявляют нетерпение друг к другу, не могут примириться друг с другом, не могут молиться с кем-то или сослужить. А где и с кем нам тогда молиться или служить?

Мы живем в Церкви, чтобы строить и созидаться самим в Теле Христовом, чтобы составлять один церковный организм. Сам Господь — Глава этого организма.  Если у нас и есть какие-то мысли, что мы можем иметь какое-то преимущество перед другими, мы должны помнить, что оно у нас действительно есть. Это преимущество очень важное. Оно заключается не в том, чтобы мы считали себя лучше других, отвергали помощь того, кто рядом с нами, а в том, что у нас, по словам апостола Павла, «Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех и во всех нас» (Еф., IV, 5-6).  Аминь».

***

Сегодня Русская Православная Церковь празднует память Священномученика Серафима (в миру — Леонид Михайлович Чичагов),  митрополита Ленинградского. Он является автором многих литературно-исторических трудов, в частности «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», послужившей канонизации преподобного Серафима Саровского.  А еще священномученик Серафим проявил себя как композитор, иконописец, врач, исследователь, разработавший своеобразную медицинскую систему.

Он прославлен в лике святых священномучеников Русской Православной Церковью в 1997 году. Память совершается 28 ноября (11 декабря), а также в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе Дивеевских святых.

Родился Леонид Михайлович Чичагов 9 (21) января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова. Их семья принадлежала к одному из наиболее известных дворянских родов Костромской губернии. Учился будущий архипастырь в 1-й Санкт-Петербургской классической гимназии, окончил по первому разряду Пажеский корпус. Позднее он вспоминал: «Мы были воспитаны в вере и православии, но если выходили из корпуса недостаточно проникнутыми церковностью, однако хорошо понимали, что православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной родины». Затем следовало обучение в Михайловской артиллерийской  академии.

Военная карьера  Леонида Михайловича складывалась блестяще. Но встреча с св. прав. Иоанном Кронштадтским, а тогда — священником Иоанном Сергиевым, переменила его жизнь. С 1890 года Леонид Михайлович становится  духовным чадом всероссийского батюшки и в том же году по его благословению выходит в отставку, а затем принимает духовный сан. Главным трудом его жизни становится составление «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». В 1896 году вышло в свет первое издание «Летописи…» , значительная часть которой была посвящена Серафиму Саровскому. Когда автор «Летописи…» посетил Серафимо-Дивеевский монастырь, монахиня Пелагия, помнившая старца Серафима, сказала ему: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил государю, что наступило время открытия его мощей, прославления». Позднее действительно получил аудиенцию у императора Николая II, передал ему свою книгу, что способствовало канонизации Серафима Саровского.

Овдовев, в 1898 году Леонид Михайлович принимает монашеский постриг с именем Серафим.

В 1902 году по повелению императора и определению Святейшего синода ему были поручены подготовительные работы к канонизации Серафима Саровского, которая состоялась в 1903 году. Архимандрит Серафим написал житие преподобного, выпустил второе издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», был одним из организаторов церемонии прославления.

С 1905 года началось его архиерейское служение. В разные годы он был епископом Сухумским, Орловским и Севским, Кишиневским и Хотинским. В 1912 году был возведен в сан архиепископа и назначен в Тверскую и Кашинскую епархию.

В годы Первой мировой войны архиепископ Серафим помогал организовать помощь беженцам и доставать необходимые средства для госпиталей и санитарных поездов, призывал епархиальный клир вступать в ряды военного духовенства, а приходских причетников — идти на военную службу, собирал пожертвования для раненых.

В 1916 году был избран членом Государственного совета от монашествующего духовенства, был членом Комиссии по делам народного просвещения. В 1917 году как монархист был уволен с Тверской архиерейской кафедры. Участвовал в работе Поместного Собора 1917—1918 годов.

В 1918 году был назначен митрополитом Варшавским и Привислинским, но из-за военно-политической ситуации не смог выехать в Варшаву, жил в Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры. В 1920 году жил в Москве, где служил в различных храмах.

С 1921 года начались аресты и скитания. 24 июня 1921 года было издано постановление судебной тройки ВЧК о его заключении в концлагерь сроком на два года по обвинению в том, что в случае предполагавшегося выезда в Польшу он намеревался «координировать — против русских трудящихся масс — за границей фронт низверженных российских помещиков и капиталистов под флагом дружины друзей Иисуса». Архиепископ Серафим был арестован лишь 21 сентября того же года и  заключен в Таганскую тюрьму, где тяжело заболел. 16 января 1922 года он был освобожден, но в 1922 году решением судебной коллегии ГПУ был выслан в Архангельскую, а затем в Марийскую область. В 1924 году его вновь арестовали по обвинению в организации прославления преподобного Серафима Саровского. Но в том же году он был освобожден по ходатайству Патриарха Тихона, но вынужден покинуть Москву и жил в Воскресенском Феодоровском монастыре под городом Шуя на покое.

10 февраля 1928 года архиепископ Серафим был назначен митрополитом Ленинградским и Гдовским. Первое богослужение в нашем он совершил в марте того же года в Спасо-Преображенском соборе, где прежде был ктитором. Последнее богослужение митрополит Серафим совершил в этом же соборе в октябре 1933 года. Его управление Ленинградской епархией пришлись на годы первых жестоких гонений на Церковь. В городе состоялось первое массовое закрытие крупных приходских храмов (некоторые из них тут же демонстративно снесли), в феврале 1932 были арестованы, а затем высланы практически все монашествующие. В 1931 году целиком «безбожным» стал Кронштадт — все храмы закрыли, а духовенство выслали. При паспортизации городского населения не получил прописку в Ленинграде и сам митрополит. Он был вынужден выехать в Тихвин, а в 1933 году  уволен на покой.

В 1933-1934 годах жил некоторое время в Елохове, затем снимал две комнаты в поселке Малаховке. Будучи на покое, он сочинял церковную музыку, большое внимание уделял церковному пению, рисовал, занимался иконописью. Он написал образ Спасителя в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне.

30 ноября 1937 года владыку вновь арестовали. Из-за тяжелой болезни он не мог идти. Его вынесли из дома на носилках и увезли в Таганскую тюрьму. На допросе он отрицал, что «обрабатывал в антисоветском духе» тех, кто приходил к нему.

7 декабря 1937 года тройка УНКВД по Московской области приняла постановление о расстреле митрополита Серафима по обвинению в «контрреволюционной монархической агитации». Священномученик Серафим был расстрелян 11 декабря 1937 года на полигоне НКВД в подмосковном поселке Бутово.

***

Тропарь священномученику Серафиму Чичагову, глас 5:

Воинство Царя Небеснаго паче земнаго возлюбив, служитель пламенный Святыя Троицы явился еси. Наставления Кронштадскаго пастыря в сердце своем слагая, данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия преумножил еси. Учитель благочестия и поборник единства церковнаго быв, пострадати даже до крове сподобился еси. Священномучениче Серафиме/, моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак священномученику Серафиму Чичагову, глас 6:

Саровскому чудотворцу тезоименит быв, теплую любовь к нему имел еси, писаньми своими подвиги и чудеса того миру возвестив, верныя к его прославлению подвигл еси и благодарственнаго посещения самого Преподобнаго сподобился еси. С нимже ныне, священномучениче Серафиме, В Небесных чертозех водворяяся, моли Христа Бога серафимския радости нам причастником быти.