Главная » Приходская жизнь » 12/25 декабря, 27-я неделя по Пятидесятнице. Воскресная проповедь настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади.

12/25 декабря, 27-я неделя по Пятидесятнице. Воскресная проповедь настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодняшний день – особый. Это воскресенье, предпоследнее перед праздником Рождества Христова, имеет особое название в церковном календаре – неделя Святых Праотец. Вчера на вечернем богослужении мы вспоминали имена всех этих дивных мужей, начиная от Адама, всех тех, кто жил и трудился в этом мире до Рождества Христова. Еще не пришел в мир Спаситель, но была вера в явление Мессии. Праотцы – это родоначальники народа Божия, патриархи, жившие до Синайского законодательства и под Законом, начиная от Адама до Иосифа обручника; это все пророки, которые предвозвещали Рождество Христово – от пророка Самуила до Иоанна Крестителя, который совершал свое служение на рубеже двух Заветов – Ветхого и Нового и был Предтечей прихода в мир Господа нашего Иисуса Христа. Особо в службе сегодняшнего дня поминаются три отрока в пещи Вавилонской – Ананния, Азария и Мисаил, которые остались верными до конца отеческим законам, даже находясь среди пламени в пещи. Царь Вавилонский Навуходоносор, изощряясь в поклонении языческим богам, устроил эту казнь для трех иудейских отроков, пытаясь заставить их отречься от веры отцов. Но в огне, призывая Бога, они были спасены. И это служит нам примером. Мы должны задумываться над всеми именами Ветхого Завета, над именами удивительных женщин, которые упоминаются в Ветхом Завете – Иудифь, Эсфирь и все, которые упоминаются в этой службе, их добродетели должны служить для нас примером и предметом размышлений. Почему? Иногда нам кажется, что трудно читать Ветхий Завет. Действительно, там каждое имя – целая эпоха, целый век, целая история, каждый из них являл то, что необходимо было на земле, без них невозможно было выстроить эту цепочку до Рождения Христа. Как бы это было по-другому?
Вот добродетели этих праведников: боголюбезная кротость и незлобие первого в мире мученика Авеля; святая ревность и прославление имени Божия Еноса; высокое богомыслие и страх Божий Еноха; твердость в вере и благочестие Ноя – как ему было тяжело противостоять всему миру, всему человечеству; чудная вера и послушание Слову Божию Авраама – Авраам называется отцом всех верующих, потому что то, как он уверовал в Слово Божие, как он доверился Богу, — наиредчайший пример доверия человека Богу; целомудрие Иосифа – это чудная история, которую нужно повторять и повторять; удивительное долготерпение Иова – капельку бы того терпения каждому из нас, которое имел этот человек, потому что даже в малейших испытаниях мы проявляем самые худшие свои качества; правительственная мудрость Моисея и Самуила, великих мужей; любовь к своему Отечеству и народу Иудифи и Эсфири; слезное сокрушение о своих грехах и покаяние Давида, «кротость Давида» – так называется это состояние; богомысленная жизнь пророков, особенно Илии и Елисея; ревность Закону Божию трех отроков, о которых мы говорили, и всех тех, которые жили до Христа и кто оправдан Богом через их веру в явление Мессии.
Святые отца говорят нам, что эти имена и жизнь этих людей нужны нам как пример. Это добродетельные жизни, это те жизни, которые имеют в себе наиважнейшие добродетели, без которых человеку невозможно войти в Царство Небесное. Святитель Григорий Богослов говорит, что каждая из этих добродетелей ведет в Царство Небесное, поэтому даже подражая одному из них мы можем прийти в Царство Небесное. Святитель также говорит, что как много различных видов жизни человеческой, так же и у Отца Небесного много разных обителей, как в Евангелии сказано, и каждому дается по его достоинству.
В сегодняшнем Апостольском чтении (Кол., 257 зач., III, 4-11) мы слышали призыв к жизни святой, жизни в любви, благочестии. Почему? Потому что мы, взирая на эти примеры, тоже должны готовиться встрече Христа. К этому нас побуждают имена, которые мы сегодня вспоминали.
Желаю всем нам достойно встретить Господа. И, как говорит апостол Павел в сегодняшнем послании, мы должны всю ветхость отложить, т. е. отложить то, что уже не нужно, то, что относится к плоти и греху – все то, что уже может не быть в человеке, потому что Господь уже пришел. «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с ним в славе» (Кол., III, 4). Аминь».
***
12/25 декабря православная церковь празднует память
святителя Спиридона Тримифунтского
Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом. У него были жена и дети. Будучи человеком небогатым, он всегда помогал нуждающимся, принимал у себя странников. За это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены он был избран епископом города Тримифунта. Став епископом, святитель не изменил своего образа жизни: он продолжал по-прежнему трудиться, а пастырское служение соединял с делами милосердия. Святой имел обычай: из собранного им урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он не занимался раздачей, а просто открывал кладовую, и каждый мог взять, сколько нужно, а потом возвратить без проверки и отчета.
Как свидетельствуют церковные историки, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией.
Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве прекращались засуха и голод, он исцелял больных, изгонял демонов, возвращал к жизни умерших. Даже наказывая провинившихся, святой руководствовался любовью.
За праведную жизнь, в которой святитель Спиридон стремился воплотить Евангельское слово, во время богослужения ему сослужили ангелы, пустые лампады в храме наполнялись маслом, а в жаркий день его главу прохладила роса, в чем он увидел предвестие скорой смерти.
Прожив земную жизнь в праведности и святости, святитель Спиридон отошел ко Господу (ок. 348 года). Но и после смерти он не оставляет своим попечением всех, кто молитвенно обращается к нему за помощью. По его молитвам происходят исцеления, люди находят работу и жилище. Но не менее важно и то, что святитель Спиридон явил нам образец истинно христианской жизни.
***
Тропарь святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому, чудотворцу, глас 4
Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец, богоносе Спиридоне, отче наш. Темже мертву ты во гробе возгласив и змию в злато претворил еси, и внегда пети тебе святыя молитвы, Ангелы сослужащия тебе имел еси, священнейший. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому, чудотворцу, глас 2
Любовию Христовою уязвився, священнейший, ум вперив зарею Духа, детельным видением твоим деяние обрел еси, Богоприятне, жертвенник Божественный быв, прося всем Божественнаго сияния.