Главная » Приходская жизнь » 13/26 февраля – неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

13/26 февраля – неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры сырная неделя, прощеное воскресенье. А еще сегодня Церковь вспоминает изгнание Адама и Евы из рая и напоминает нам, что человек был сотворен для жизни в раю, но лишился райского блаженства из-за непослушания Богу.
Богослужебные тексты этого дня составлены от лица кающегося христианина, который отождествляет себя с Адамом, потому что грех Адама повторяется в опыте каждого человека. Один из текстов, которые мы пели вчера за вечерним богослужением – вторая стихира на «Господи воззвах» – говорит нам о том, чего человек лишился за непослушание Богу, и о том, что его главная задача и цель сейчас – через покаяние вернуться в райское состояние. Вот как звучит эта стихира в современном переводе: «Одежды, сотканной Богом, я лишился, окаянный, ослушавшись Твоей заповеди по совету врага, и облекся в листья смаковницы и кожаные одежды, и осужден на то, чтобы в поте лица добывать хлеб, а земля проклята, чтобы приносить мне терния и волчцы. Но Ты, воплотившийся от Девы в конце времен, воззвав меня, введи снова в рай».
Пример прародителей показывает нам тяжесть греха и его пагубные последствия и учит нас избегать невоздержания, потому что невоздержание – начало и источник всех грехов, и призывает нас к покаянию как единственному средству, через которое можно избежать гнева и Суда Божия.
Очень важно обратить внимание, дорогие брать и сестры, на то, что открывает нам Церковь и как учит нас о первозданном человеке, о той Богозданной природе человека, которая была у него, когда он жил в раю. Это важно, потому что тогда мы лучше понимаем, чего человек лишился через грех. Святая Церковь учит нас, что человек вышел из рук творца совершенным. «…я нашел, что Бог сотворил человека правым», – говорит премудрый Экклезиаст (Эк. 7:29). Конечно, это совершенство не было тем совершенством, которое достигается трудом и целеустремленной деятельностью и является нравственной целью человека. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» – говорит Господь (Мф. 5:45). Но это совершенство было таким, что человек с его силами и способностями отвечал тому, для чего он был создан. Человек с самого начала нуждался Божественном содействии, чтобы совершенствовалась его Богозданная природа, то есть человек даже в раю не мог жить без Бога. Состояние его духа, души и тела было тоже особым. Ум, сердце были на высокой степени совершенства. Ум не заблуждался, но, конечно, он не был в состоянии полного разумения. Воля человека была лишена внутренней борьбы между добром и злом. Но, конечно, как учат святые отцы, она тоже не находилась в состоянии непоколебимой святости. Вот почему нужна была помощь Божия человеку. И Бог создал именно такие условия для человека, при которых он мог достигать наибольшего совершенства. Человек сотворен по образу и по подобию Божию. Но образ дан, а подобие нужно стяжать. Сердце человека было чистым. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:25). Тело человека было свободно от младенческой немощи, не страдало, не болело, и не было смерти. Тело не было темницей для духа, а было послушным орудием духа человека.
Мы задаемся часто вопросом, отчего, желая быть хорошими, мы продолжаем оставаться пленниками наших страстей. Это потому что плоть порабощает наш дух, ослабляет его. Дух как бы смешивается с плотью. Господь перед потопом посмотрел на людей и не увидел в них духа. «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть…» (Быт. 6:3).
Мы с вами, дорогие братья и сестры, часто будем слышать в пост призыв к покаянию. Будем приходить на исповедь. А самое главное – мы должны желать исправлять свою жизнь, чтобы быть достойными войти в рай по призыву Господа. Аминь.